На главную

 

Предыдущая страница

 

ГЛАВА II

 

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СДЕЛКАХ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

       

Как упоминалось выше, отношения, связанные с оборотом имущественных комплексов предприятий, в частности с их куплей-продажей, не новы. В дореволюционной России, и в последствии в годы развертывания НЭПа договоры купли-продажи предприятий были достаточно распространенным явлением имущественного оборота. Под влиянием подобных реалий экономического развития договор купли-продажи предприятий, однако, без единого определения предприятия как особого объекта сделок, был включен в ГК 1922 года. В последствие произошла глобальная переоценка значимости оборота предприятий, связанная с тотальным охватом  государственной собственностью всех объектов промышленной сферы, и необходимость в правовом регулировании данного института отпала.

Отношения купли-продажи предприятий стали возрождаться в конце 80-х годов. С появлением в обществе перестроечных тенденций и процессов, возникла потребность в преодолении «синдрома ничейности» собственности, обеспечении хозяйственной самостоятельности и повышении ответственности работников, трудовых коллективов, обеспечении прямой связи заработка людей с конечным результатом их работы.[1] Достижение этих целей ставилось в прямую зависимость от разгосударствления предприятий, передачи их в руки различных хозяйствующих субъектов, повышения эффективности их работы при отходе от плановой экономики.

Безусловно, сейчас приватизационное и гражданское законодательство в отношении перехода права собственности на предприятие существуют  относительно самостоятельно, что обуславливается особенностями правового регулирования процесса приватизации, но отнюдь не влечет противопоставления  названных отраслей. Напротив, п.2 ст.217 ГК РФ прямо предусматривает, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное (то есть устанавливается субсидиарное применение норм ГК для регулирования приватизационных отношений). Приватизация признается ГК в качестве одного из способов приобретения права собственности на имущество (п.2 ст. 217 и п.2 ст. 235 ГК РФ). 

Следует также  признать, что приватизация явилась первым шагом не только в практике включения в оборот имущественных комплексов предприятий, но и сформировала новый круг собственников предприятий, что создало практические предпосылки  правового регулирования сделок купли-продажи предприятий в ГК 1994 г.

Приватизационные отношение регулируются целым рядом нормативных актов, среди которых центральное значение имеет Федеральный закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества",  а также многими указами Президента (Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92г., Указ Президента РФ от 02.06.94г.  «О продаже государственных предприятий-должников» и др.), Постановлениями Правительства РФ, актами Министерства имущественных отношений Российской Федерации (ранее - Госкомимущество России).

Отметим, что подробное рассмотрение процедуры приватизации и ее законодательного регулирования не является предметом настоящей работы, однако, на мой взгляд, обоснованным будет обратить внимание на ряд моментов, непосредственно связанных с определением предприятия, его реализацией в ходе приватизации, дабы провести комплексный анализ развития института купли-продажи предприятий.

Что касается определения предмета приватизации – предприятия, то приватизационное законодательство, к сожалению допускает знакомое смешение понятий предприятия как субъекта и объекта гражданских прав. Например, Указ Президента РФ «О продаже государственных предприятий – должников» от 02.06.94г. имеет ввиду продажу имущества несостоятельных государственных предприятий, применение к этим отношениям определения «продажа предприятий – должников» является некорректным, так как имущественный комплекс как объект права не может быть должником, а государственное предприятие в качестве субъекта права не подлежит продаже. Аналогичная неточность определения допускается в распоряжениях правительства РФ о продаже имущества конкретных несостоятельных предприятий.

Состав приватизируемого предприятия также представляет интерес. В Указе Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92г. предусмотрено выделение в процессе приватизации структурных подразделений предприятий (цехов, производств, участков и др.) в самостоятельные предприятия с правами юридического лица с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Это положение Указа показательно в смысле, рассмотренного выше вопроса об отграничении простого набора имущества предприятия от предприятия как объекта разного рода сделок. Хотя законодатель не привел определенного критерия отграничения объектов в составе предприятия, которые могут быть приватизированы в качестве самостоятельных предприятий, он допустил саму принципиальную возможность такого выделения и перечислил ряд таких объектов.

Для обеспечения хозяйственных интересов приватизируемых организации определена была и возможность наряду с другим имуществом предприятия приватизировать земельный участок, на котором оно расположено, было получено право на аренду занимаемых ими нежилых помещений с последующим выкупом. Трудовые отношения как бесспорно присутствующий элемент предприятия получили также законодательное регулирование в ходе приватизации. Так, работники предприятия имеют право приобрести акции приватизируемого предприятия на льготных условиях, имеют льготы при приобретении предприятия на аукционах и конкурсах, как то сохранение рабочих мест. Если же предприятие переходит в собственность другого юридического или физического лица, работники предприятия, уволенные с него по сокращению численности, получали часть денежной выручки от продажи предприятия.

Сама же продажа  предприятия (например, при таких способах приватизации как продажа предприятия на аукционе или на конкурсе), согласно ст.ст 18, 20, 32  ФЗ  «О приватизации государственного и  муниципального имущества» осуществляется путем заключения между продавцом имущества и покупателем договора купли-продажи.

Обязательными   условиями  такого договора   являются     сведения   о сторонах договора;   наименование государственного или муниципального имущества;  место  его нахождения;  состав и цена государственного  или  муниципального  имущества;  количество  акций  открытого  акционерного  общества,  их  категория и стоимость;  порядок и срок передачи государственного   или   муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми имущество было приобретено покупателем;  порядок   осуществления  покупателем  полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество; сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты; иные  условия,  установленные  сторонами  такого  договора  по взаимному соглашению.

Кроме того,  обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения, а также определяемую в соответствии  с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку (п. 2 ст. 32 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Таким образом, можно заметить, что современное приватизационное законодательство, сохраняя известную специфику, прямо предусматривает регулирование ряда вопросов в и иным  законодательством РФ, что обнаруживает отрадную тенденцию приведения его в соответствие с современными реалиями и комплексного регулирования процесса приватизации.

В целом приватизационное законодательство представляет собой массивную и сложную систему, представляющую отдельную тему для исследования. Ныне с определенной долей уверенности можно констатировать, что приватизационные процессы в Росси вошли в завершающую стадию, сформировав новый класс собственников предприятий и создав активные предпосылки вовлечения предприятий в гражданский оборот.

Параллельно приватизационным процессам в России перестроечного и постперестроечного периода возникает большое количество юридических лиц негосударственной формы собственности, дорогу их развитию открыло принятие законов «О кооперации в СССР» 26.05.88г., «О собственности в РСФСР» 24.12.90г., «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 25.12.90г. Как правило, данные акты не проводили различия между имущественным комплексом предприятия и юридическим лицом, так ст. 4 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» гласила: «Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект». Несмотря на это, роль указанных законов в процессе становления понимания, правового регулирования и внедрения в практику новых объектов имущественных отношений – предприятий – трудно переоценить.

Современное российское  законодательство содержит значительное количество норм, посвященных предприятию как объекту прав и сделок с ним, в том числе акты в области бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России 30.03.2001г. №26н, предусматривает, что к основным средствам относятся здания, сооружение, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, внутрихозяйственные дороги и пр., в составе основных средств учитываются также капитальные вложения, объекты природопользования и др.), а также акты, регулирующие финансовые, административные, трудовые отношения. Такое разнообразие правового регулирования объясняется сложностью и комплексностью такого объекта прав как предприятие.

Значительное внимание вопросам регулирования оборота имущественных комплексов предприятий уделяется, прежде всего, в гражданском законодательстве. Среди  таких нормативных актов необходимо выделить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98г., ст. 86 которого «Продажа предприятия (бизнеса) должника» определяет состав имущественного комплекса предприятия, реализуемого с целью удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом внешнего управления: «При продаже предприятия  отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование,  инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также  права  на обозначения,  индивидуализирующие должника,  его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки,  знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие   должнику,   за  исключением  прав  и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам».

Существенной особенностью такой реализации предприятия является невключение денежных обязательств и обязательных платежей должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в состав предприятия. Кроме того, при продаже предприятия-банкрота все трудовые договоры (контракты), действующие на  момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности  работодателя  переходят  к покупателю предприятия.

Предприятие в целом как имущественный комплекс стало объектом достаточного количества сделок купли-продажи, аренды, доверительного управления, а также ипотеки. П.2 ст.5 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98г. относит предприятие к имуществу, которое может составлять предмет договора ипотеки, а ст. 70 этого закона предусматривает особенности правового регулирования ипотеки предприятий:

1. Передача  предприятия  в  ипотеку  допускается  при наличии согласия собственника имущества,  относящегося к предприятию,  или уполномоченного   им   органа.  Договор  об  ипотеке  предприятия   заключенный с нарушением этого требования, ничтожен.

         2. Если  предметом  ипотеки  является  предприятие  и  иное не   предусмотрено договором,  в состав  заложенного  имущества  входят   относящиеся  к  данному  предприятию материальные и нематериальные   активы,  в том числе здания,  сооружения, оборудование, инвентарь,   сырье, готовая продукция, права требования, исключительные права.

3. Состав передаваемого в ипотеку относящегося  к  предприятию   имущества  и  оценка  его  стоимости определяются на основе полной   инвентаризации    данного    имущества.    Акт     инвентаризации,   бухгалтерский  баланс и заключение независимого аудитора о составе   и  стоимости  имущества,  относящегося  к  предприятию,   являются   обязательными приложениями к договору об ипотеке. 

Кроме определения состава предприятия передаваемого в залог, данным законом предусматриваются ограничения в отношении обязательств, которые могут быть обеспечены ипотекой предприятия, дабы не допустить перехода прав на предприятие вследствие неисполнения ничтожных по сумме обязательств и дабы дать должнику достаточное время на исполнение обязательств обеспеченных ипотекой такого важнейшего объекта как предприятие.

Поистине важнейшим из актов, регулирующих права и оборот имущественных комплексов предприятий стал Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. Долгое время в данной области существовала пагубная неопределенность, которая лишь усугублялась большим количеством актов, предусматривающих порой противоречивый порядок регистрации прав на предприятие (например, Указ Президента от 28.02.96г.). Возникало множество вопросов по поводу органов, которые должны осуществлять подобную регистрацию, к ним относились и нотариальные палаты, и комитеты, и фонды по управлению государственным имуществом при приватизации, возникали и сложности, связанные с порядком регистрации. Зачастую  договоры купли-продажи предприятий не проходили государственной регистрации вообще. В подобных условиях, обобщив практику, Высший арбитражный суд разъяснил, что отсутствие регистрации такой сделки не является самостоятельным основанием для признания ее недействительной.[2] Такой вывод суда отнюдь не имел стабилизирующего значения для гражданского оборота, однако, диктовался правовым вакуумом, сложившимся тогда в области регистрации прав на имущественные комплексы.

Особенностям регулирования государственной регистрации прав на предприятие  как имущественный комплекс посвящена  ст. 22 указанного закона, о самой процедуре регистрации в свете данного акта и ГК РФ речь пойдет в следующей главе настоящей работы, здесь же автор ставил задачей подчеркнуть исключительную важность Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для регулирования института купли-продажи предприятий.

Основным же источником правового регулирования оборота имущественных комплексов предприятий был и остается Гражданский кодекс РФ, в котором впервые дано нормативное определение предприятия в качестве объекта гражданских прав, закреплены его основные признаки, элементы  его состава (ст. 132 ГК), осуществлено регулирование сделок купли-продажи (параграф 8 гл. 30 ГК), аренды (параграф 5 гл. 34 ГК) предприятий. ГК РФ, бесспорно, является фундаментальным актом комплексно и целенаправленно регулирующим отношения, складывающиеся в ходе совершения сделок с имущественными комплексами предприятий, более подробно же вопросы правового регулирования купли-продажи предприятий в свете ГК РФ будут  освещены в третьей главе настоящей работы.

Участию в имущественном обороте предприятий в качестве его объектов посвящено большое количество нормативной литературы, и ее полное освещение невозможно в рамках данной работы, однако, в данной главе автор попытался обратить внимание на основные акты в данной области.


 

[1] Материалы Пленума ЦК КПСС от 29 июля 1988 г.

 

[2] Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. № 2 С. 55.

 

Следующая страница

 

На главную

Сайт управляется системой uCoz